Илья Шихайло (shihailoilya) wrote,
Илья Шихайло
shihailoilya

Categories:

Об артиллерии в Первой Мировой войне

Одна из любимейших обвинялок в стороны Российской империи - это якобы плохая артиллерия, ну и то что враг прям таки в разы превосходил лапотную Россию по огневой мощи артиллерии, "немцы вона какие молодцы, наделали столько гаубиц" и т.д.
В. И. РДУЛТОВСКИЙ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ТРУБОК И ВЗРЫВАТЕЛЕЙ ОТ НАЧАЛА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ДО КОНЦА МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1914-1918 гг.
Посмертное издание 1940 года.






Интересно взглянуть на шрапнели - да, оказывается, у русской трёхдюймовки она не "одна из худших", как уверяют некоторые, а вполне адекватная, на тот момент времени. Причём указано что при стрельбе из полевушки она с 22-секундной трубкой имеет дальность 5500 метров, а при стрельбе из короткой пушки с 34-секундной трубкой - 6000 метров. Это несмотря на низкую (фактически гаубичную) начальную скорость у короткой пушки, и, кстати, угол возвышения всего в 22 градуса, против 17 у полевушки.
Но мне интереснее вес взрывчатки в снарядах.
В полевых орудиях - у нас 0,785 кг, у французев 0,65 (хотя, кстати, ЕМНИП была и другая граната, более мощная), у немцев максимум 0,25, у австрийцев 0,22... Эмм, ну и где великогерманская инженерная мыслЯ? Столько воя про то как у немцев было всё лучше нас... Да, о настильности - по данным, которые я нашёл по FK 96 nA, у нее угол возвышения всего 15,8 градусов. Это к слову о том что "русская пушка была плохая, потому что не могла закидывать снаряды по навесной траектории".
Тогда кстати становится понятно, зачем немцам нужны были 105-мм гаубицы, с зарядом аж в целых 1,05 кг взрывчатки, а австрийцам - 104-мм с 1,47 кг. При этом, например, Россия, выпускала куда более мощные 122-мм гаубицы, имевшие сходный вес (1300 кг против 1100 - разница небольшая) и сходную скорострельность (тоже с разными зарядами). 105-мм гаубиц 1898/09 немцы выпустили аж целых 1255 штук, до 1916 года включительно (в том же году их сменили в серии 105-мм гаубицы обр. 1916). Зато "отсталые" русские 122-мм гаубиц сделали... 534 до войны, 361 в 1915-м и 637 в 1916-м. Итого 1532 штуки. Эмм... И где же преслевутая немецкая прогрессивность? Это именно что "орудия поля боя". Это не какие-то там "ненужные" осадные орудия. Да, если что, Россия изготовила 44 305-мм гаубицы - а должна была изготовить ещё больше, Германия - 22 420-мм мортиры и до трёх 210-мм "Парижских пушек" (не считая снятых с кораблей орудий в калибрах от 150 до 380 мм) - но, у нас чисто из-за начала развала, например, в 1917-м не изготовили заказанные четыре 406-мм гаубицы (кроме того, у нас тоже снимали с кораблей орудия - в 17-м успели изготовить два транспортёра со старыми морскими 254/45 орудиями, кроме того 254/45 орудий на других станках числилось как береговых более двухсот штук, но требовались серьёзные переделки установки орудия, да и особой нужды не было - да, у России при большом желании была возможность поставить все эти двести пушек на ж/д установки, плюс был проект по установке 305-мм гаубицы обр. 1915 на ж/д, поэтому прошу не тыкать в нос немецкими морскими орудиями на ж/д ходу). Кстати, одно из "любимых" орудий у Германии - 210-мм мортира обр. 1910 - была выпущена в количестве... 474 штук, из них 214 до начала войны. То есть за три года - 1914, 15 и 16 - их выпустили всего 260 штук. А 210-мм мортир обр. 1916 - аж целых 736 штук. Итого весь выпуск за период войны - 996 210-мм мортир. 150-мм гаубиц немцы изготовили 3409 или чуть больше, по годам сколько - не знаю. Со 105-мм пушками та же история, К14 изготовили 724, К17 - 192 штуки. Ещё 190 135-мм К09 (из них 16 было до войны, то есть военный выпуск - 174 штуки), и 420 150-мм К16. У нас в 1916-м изготовили 89 107-мм пушек и 22 152-мм, а 152-мм гаубиц - около 130. План на 1917-й - с gwar.mil.ru - это 276 107-мм пушек, 21 152-мм пушка, и ещё 204 152-мм гаубицы. Учитывая что немцы в 17-18 гг. К17 выпустили всего 192 штуки, и учитывая выпуск 150-мм К16 в 16, 17 и 18 гг в 420 штук, говорить о каком-то там сильном "отставании" России от Германии в плане тяжёлой артиллерии, не приходится. Только, возможно, в случае со 150/152-мм гаубицами, хотя всё решалось приоритетностью для фронта. Как показал выпуск артиллерии в период ПМВ, нашим войскам были нужнее 122-мм гаубицы, немцам и французам - 150 и 155-мм.
Tags: Наземка, Первая Мировая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments